- Наша деятельность

Воскресная школа «Радость»

При храме  Св. Николая Чудотворца каждое воскресенье для детей работает «Воскресная школа», какова же роль Воскресной школы  в жизни детей?

Все чаще молодые родители, приходя в храм, спрашивают о воскресной школе, о режиме работы школы и о учебном процессе.

И сегодня я попробую раскрыть роль и задачи воскресной школы при православном храме, включая наш.

Воскресные школы существовали и до 1917г., после которого в нашей стране изменился политический строй, и церковь оказалась под запретом.

Только не путайте воскресную школу с церковно – приходской, т.к. последняя – это школа с шестидневной учебной неделей, аналог современной начальной школы. Обучение в церковно – приходской школе было раздельным для девочек и мальчиков. Детей обучали арифметике, письму, чтению, при этом значительная часть времени уделялась изучению Закона Божия, Священного Писания (преподавать его имели право только священнослужители).

Воскресные школы для детей и взрослых появились уже в 20 веке, но с 20х по 90е годы 20 века они, как и Православная Церковь, были под запретом. И только в конце 90-х годов 20-го века, когда была разрешена деятельность Православной Церкви и началось возрождение церковной жизни, постановлением Архиерейского Собора начались открываться воскресные школы при храмах.

Как в благочестивой семье добрые родители заботятся о своих детях: учат их, воспитывают, так и члены прихода не могут не заботиться о воспитании, обучении и, главное, воцерковлении детей.

Собственно, воскресная школа это и есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей.

Следовательно, воцерковление детей, т.е. приобщение, вживание в приходскую  общину —  главная задача преподавателей школы.

    Но как этого достичь? Ведь на этом пути нельзя расставить «указатели»: сделаем это, научим тому. Здесь другое, здесь Божий Промысел о каждом ребенке.

За 4 года работы нашей школы у нас выработались следующие направления:

  1. Участие в Божественной Литургии.

Детям сложно простоять 2 часа на службе, и поэтому учащиеся школы приходят к моменту начала Литургии верных, важнейшей части Богослужения, что дает возможность духовно подготовиться к таинству Причащения.

  1. Изучение вероучительных предметов: Закон Божий, Православный Катехизис, Евангилие для детей.
  2. Совместные походы и поездки. Купание, прогулки, катание на лыжах.
  3. Подготовка и участие в православных праздниках.
  4. Работа летнего детского православного лагеря.

Очень важно, чтобы школа была привлекательна для детей через благословение священника, любящих преподавателей, совместную трапезу после занятий, поздравлением с днем Ангела, участием в благотворительных акциях, а для родителей — своей воцерковленностью, престижем, возможностью приобщить  ребенка к христианской культуре.

Хотелось бы сказать несколько слов о педагогическом потенциале церковных обрядов. Все мы знаем, что обряды не спасают сами собой.

Важно, что внутри человека, а внешнее благочестие ценно лишь постольку, поскольку оно имеет проявление благочестия внутреннего. Но, с другой стороны, внешнее влияет на внутреннее и, когда ребенок по примеру взрослых, по простоте, целует икону или зажигает свечу или кланяется, душа его подстраивается под тело, и тогда телесные действия обретают духовное значение, помогают ребенку настроится на молитву.

К тому же, церковный обряд имеет еще и обучающий потенциал. Например, кланяясь перед иконой и прикладываясь к ней, ребенок узнает, что икона есть предмет поклонения, учится почитать того, кто на ней изображен. А когда ребенок целует благословляющую руку священника, он узнает даже без объяснения, что батюшка – значительное лицо.

Приобщая детей к церковным обрядам, мы тем самым ненавязчиво, но эффективно способствуем укоренению в их сердцах и умах многих важных христианских истин.

На каждом занятии преподаватели вероучительных предметов напоминают о важности ежедневного чтения Священного Писания (но не сказочной Детской Библии) хотя бы в небольшом размере.  Слово Божие ложится в сердце ребенка как семя, и при должном уходе родителей прорастет и даст плоды.

Нам не дано знать Промысел Божий о каждом из них. Но нужно полагаться на Бога, нужно молиться о них Господу. И для преподавателей работа с детьми в воскресной школе является внешним проявлением сердечной молитвы за них. Только сердечное обращение к Господу поможет подростку стать на истинный путь Христов, ведущий в жизнь вечную.

Насколько сильно в нас это желание и обращено ли оно к Богу? На этот вопрос каждый из нас ответит сам. Но мы должны помнить, что наши дети находятся большую часть времени в опасном окружении, при этом они душевно слабы и духовно не вполне определились. И поэтому родителям и преподавателям нужно буквально их вымаливать.

Господи милосердный, услыши наши молитвы!

Руководитель воскресной школы
Иеромонах Софроний.

DSC_0995 DSC_1037 IMG_0628 IMG_1564 IMG_7707 IMG_8704 IMG_8757 IMG_9796 IMG_20170620_164419_HDR IMG_20180114_105119 IMG_20180114_111730 WhatsApp Image 2018-01-16 at 12.15.50_2

7 930 thoughts on “Воскресная школа «Радость»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.